Композиция — это краеугольный камень фотографии, кит, на котором покоится удачный кадр. Она позволяет превратить снимок из хаотичного набора объектов в законченное произведение. Композиция объединяет все элементы в кадре в единое целое и максимально ярко раскрывает содержание снимка и замысел фотографа.
Идеальной композиции нет. Фотограф, в отличие от художника, не может создавать художественную реальность. Он стремится приблизиться к идеалу и сделать снимок в той точке, которая максимально близка к совершенству. Большинство профессионалов чувствуют эту точку интуитивно, этот навык выработан опытом и практикой. С нашими советами вы сможете приблизить этот момент.
Стремитесь к простоте
Первое правило композиции — взаимодействие элементов в кадре и их численность. Не стоит перегружать снимок большим количеством объектов, это рассеет внимание и не даст сконцентрироваться на главном. Чтобы сделать выразительное фото, нужно ограничить число элементов, одновременно находящихся в кадре. Это позволит четко определить и акцентировать тему снимка. Как в литературе: краткость — сестра таланта.
Ищите золотое сечение
Суть принципа золотого сечения для фотографии — расположить предмет съемки с отступом в ⅓ от вертикальных и горизонтальных границ кадра. Этот метод построения композиции называют правилом третей, он создает естественное ощущение и сразу акцентирует взгляд зрителя на важных элементах фото.
Чтобы правильно сформировать кадр, нужно мысленно разбить его на равные части двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Чтобы создать верную композицию, смысловые центры в кадре располагают на этих линиях или в точках их пересечения. Миллиметровая точность здесь не важна, рекомендацию можно выполнить приблизительно.
В цифровых фотоаппаратах есть встроенная функция, которая сразу разбивает кадр решеткой и наглядно позволяет пользоваться правилом третей. Такая же разметка реализована в каждом фоторедакторе, поэтому при необходимости композицию можно исправить в момент кадрирования при финальной обработке снимков.
Правильно располагайте объекты по центру
В центре кадра должна проходить ось симметрии, если фотограф делает симметричный снимок. Это актуально при работе с архитектурой или однородными узорами и текстурами. При формировании кадра важно уловить точку симметрии и стараться, чтобы ничего лишнего ее не испортило. Тогда на фотографии это даст максимум эффекта.
Кроме того, на центральной линии размещают доминантный глаз модели. Доминантным глазом человек смотрит прямо в камеру, второй (ведомый) смотрит на этот же объект немного под углом. Так стоит располагать объекты при постановочной или портретной съемке. Для репортажной и пейзажной фотографии лучше пользоваться правилом третей.
Пользуйтесь контрастом
Еще одно простое правило, которое позволяет улучшить снимок и привлечь к нему внимание. Достаточно использовать контраст между фигурами персонажей и фоном, на котором они расположены. Снимайте светлое на темном и наоборот.
Если фотографировать людей на желтом или коричневом фоне, то искажается цветопередача. Также лучше избегать снимков с пестрыми цветами, они отвлекают от смысловых центров, если только объект не выделяется формой или цветом, разбивая фон.
Применяйте естественные рамки
Человеческий взгляд притягивают объекты, ограничивающие часть пространства на манер рамок. Подсознательно зритель пытается рассмотреть внутри нечто важное. Поэтому при съемках используют подручные средства, которые в кадре можно использовать как рамку, чтобы расположить внутри главный объект. Это могут быть оконные проемы, двери, деревья, кусты, колонны и другие предметы городских и природных пейзажей. Часто этот прием используют в городской и портретной фотографии.
Правильно выбирайте точку съемки
От этого напрямую зависит эмоциональное восприятие фотографии. Несколько советов:
- Для портрета точка съемки должна располагаться на уровне глаз модели. Если фотографируется ребенок или зверь, нужно опуститься до их роста, иначе на фото будут неверные пропорции.
- Ростовой портрет снимают на уровне пояса модели.
- При выборе композиции не стоит оставлять линию горизонта посередине. Например, в городских пейзажах часто требуется оставить больше пространства за счет смещения линии горизонта вниз. А величие горного пейзажа передают, передвинув горизонт ближе к верхней трети.
- При работе с небольшими одиночными предметами не нужно снимать их слишком крупно. Стоит попробовать оставить больше свободного пространства вокруг, возможно, это лучше раскроет объект. При работе с лицом, напротив, стоит заполнить максимально кадр, это позволит сконцентрироваться на индивидуальных особенностях человека и абстрагироваться от фона.
И главный совет — правила созданы, чтобы их нарушать. Ведь настоящий художник свободен от рамок и ограничений. Экспериментируйте и однажды вы сделаете кадр, который затмит все предыдущие.