В умении выбрать удачный ракурс кроется львиная доля мастерства фотографа. Этот фактор определяет, станет фотография шедевром или пополнит ряды пусть добротных и хорошо снятых, но скучных и обычных кадров. Настоящий мастер помнит, что даже привычные и обыденные вещи в необычном ракурсе выглядят свежо и притягивают взгляды зрителей.
Немного теории
Ракурс тесно связан с другим понятием — точка съемки, но это разные выразительные средства. Они часто используются в тандеме и разницу между ними понимает далеко не каждый начинающий фотограф.
Точка съемки и ракурс — это расположение фотоаппарата относительно объекта съемки. Только точка съемки определяет географическое положение фотоаппарата в пространстве: она может смещаться по вертикали и горизонтали, приближаться и отдаляться, но никогда не искажает геометрические очертания объектов в кадре. А вот если фотограф начинает менять угол съемки — поворачивать, наклонять или вращать камеру относительно оси объектива — это уже смена ракурса, которая так или иначе ведет к искажению перспективы.
Например, фотограф снимает ростовой портрет человека. Если мастер выбрал нижнюю точку съемки и сместил камеру по вертикали к полу, то в этом случае в кадр вошли только ноги модели. Чтобы снять фигуру целиком, фотографу нужно не двигая камеру поднять объектив вверх примерно на 45–60°. Это и будет смена ракурса.
Точка съемки и ракурс — разные выразительные средства. Но они настолько часто используются в тандеме, что разницу между ними понимает далеко не каждый начинающий фотограф.
Фронтальная композиция
Это съемка с точки на центральной линии, когда в кадре видна только лицевая часть объекта. Он, как и другие фигуры и предметы в кадре, визуально плоский и развернут к объективу одной гранью. При использовании фронтальной композиции фотограф оперирует только точкой съемки. Как правило, так снимают общие планы без акцента на деталях. Объекты на фотографиях выходят статичными, спокойными и монументальными.
Обычно так снимают городские пейзажи, архитектуру и другие неподвижные и габаритные предметы. Фронтальная композиция хорошо сочетается с симметричными объектами.
Боковая композиция
Возникает, когда точка съемки смещается по горизонтали, правее или левее центральной линии. При таком способе фотографирования объект становится виден сразу в двух плоскостях, что дает кадру объем. Такие снимки получаются более глубокими, чем при фронтальной композиции, и позволяют лучше рассмотреть и прочувствовать объект, запечатленный на фото.
Портретная съемка
Чаще всего, когда фотографируют людей, точка съемки располагается на уровне глаз модели. Именно так человек воспринимает окружающий мир, поэтому фотография будет смотреться наиболее естественно. Кроме того, на таких кадрах минимальны изменения пропорций. Фотографируя на линии взгляда, мастер передает естественные размеры фигуры и не искажает черты лица модели.
Если фотограф делает ростовой портрет, точка съемки смещается на уровень талии. Эти общие правила для моделей любого роста. Поэтому на фотосессиях с детьми или животными лучшие кадры получаются, когда фотограф опускается вниз, на их линию взгляда.
В портретной фотографии выделяют 4 вида ракурса. Здесь речь идет о повороте головы модели:
- Анфас. Аналог фронтальной композиции. Лицо в кадре смотрит прямо в объектив, центральная линия фото совпадает с осью симметрии.
- Три четверти. Голова на портрете слегка повернута в сторону так, чтобы в объектив не попадала одна из ушных раковин.
- Две трети. Поворот головы модели выражен более явно. При этом нужно следить за кончиком носа. Он не должен выступать за линию щеки, но одновременно и не сливаться с ней.
- Профиль. Голова модели повернута вбок на 90°. В кадре видна только одна половина лица.
Выбирая ракурс для портретной съемки, следует учитывать индивидуальные особенности внешности модели. Ее голову поворачивают так, чтобы выделить достоинства и нивелировать природные недостатки, которые нельзя скрыть косметикой. Кроме того, стоит помнить, что у большинства людей лицо асимметрично, поэтому с разных сторон выглядит иначе. Те же условия работают и при съемке в три четверти или две трети, причем практически у каждой модели есть «более фотогеничная» сторона.
Все эти правила созданы для того, чтобы их знать. А вот пользоваться ими вовсе не обязательно, тем более, что фотография — это искусство. Порой для реализации какой-либо идеи фотографу мало общепринятых правил построения композиции и в ход идет нестандартный выбор ракурса.
Нижний ракурс
Перемещение точки съемки немного ниже объекта. Это позволяет приподнять предмет в кадре, зрительно увеличить его или подчеркнуть его значимость. В портретной съемке такой способ нужно применять осторожно. При неправильном выборе ракурса модель будет выглядеть комично высокой, с непропорционально длинной шеей и чрезмерно массивным подбородком.
Нижний ракурс используют для съемки динамичных событий: спортивных состязаний, танцев и других объектов в движении. Также это самый выигрышный прием для силуэтной съемки. Он позволяет передать на фото монументальность и величественность объекта на контрастном фоне.
Верхний ракурс
Диаметрально противоположен предыдущему способу. Камеру размещают выше объекта съемки. Это позволяет рассмотреть больше деталей и передает больше пространства и свободы. Так фотографируют массовые мероприятия или природные пейзажи, чтобы подчеркнуть масштаб происходящего или величественность вида.
В портретной фотографии верхний ракурс используется для шутливых кадров, поскольку карикатурно уменьшает рост модели. Нередко так снимают маленьких детей, чтобы подчеркнуть их возраст и трогательное обаяние.
Часто верхний ракурс применяют в предметной или фуд-съемке, где объекты фотографируют под углом 90, 45 или 0°.
Удачный выбор ракурса может сделать фотографию шедевром. Неудачный — испортить настолько, что снимок уже нельзя будет исправить ни в одном редакторе. Однако настоящего художника это не должно смущать или пугать. Ведь, чтобы научиться чувствовать правильный ракурс, нужно испортить не один десяток кадров. Но мастерство приходит только с опытом.