Фоторепортаж — это рассказ о мероприятии, на котором фотограф присутствовал и сумел передать суть события. Интересно смотреть и понятен сюжет? Тогда фотограф может гордиться — репортаж ему удался. А если листать фотографии стало скучно, то получился обычный фотоотчёт — просто перечисление фактов.
Готовый фоторепортаж — это серия фотографий. Неважно, будет это 10, 15 или 100 снимков, главное, что получается законченный сюжет — от вступления до финала. Именно посмотрев всю серию от начала до конца, зритель поймёт атмосферу и переживания героев. Появится эффект присутствия.
Влияние личности фотографа на фоторепортаж
Когда я начинал фотографировать, то не мог понять, как моя личность может влиять на фотографии. Нажимаешь на кнопку — получаешь фотографию, какая разница кто на эту кнопку нажал, если ровно держать камеру?
Но как оказалось, способность посмотреть на привычные вещи под нестандартным углом, сказывается на результате съёмки больше, чем я думал. Чем интереснее и развитее человек, тем больше возможных ракурсов и способов съемки он найдет для интересного кадра.
Вот я охотник и могу долго сидеть в засаде. Благодаря своему хобби, натренировал терпение, научился подмечать мелкие детали и быстро замечаю изменения. Теперь на съёмках я моментально реагирую на события, которые происходят вокруг меня. Это хороший навык для фоторепортёра и моя сильная сторона — я не пропускаю интересные моменты на мероприятиях. У других фотографов есть свои особенности, поэтому каждый репортаж получается с отпечатком личности фотографа.
Как проходит съёмка фоторепортажа
На первый взгляд, снимать репортаж легко — мероприятие идёт своим чередом, фотографируй себе спокойно всё, что вокруг происходит. Репортаж тем и примечателен, что фотограф не вмешивается в ход событий, бродит незаметно, как тень с фотоаппаратом. Бывает, что хочется подвинуть людей для лучшего кадра, но почему-то гости возражают против такого обращения.
Кроме ра́звитой интуиции и умения предчувствовать события, хорошему репортажнику необходимо иметь глаза на затылке, чтобы не напоминать известного всем слона в посудной лавке. Можно, конечно, увлечься съёмкой и врезаться в официанта с тортом или влезать в кадр во время киносъёмки и испортить дубль. Но после такого перетягивания внимания на себя, горе-фотографу останется только менять профессию. Неуклюжесть в этой сфере не приветствуется.
С людьми фотограф общается вежливо и не заносчиво, умеет максимально сгладить неловкую ситуацию, доброжелательно улыбается. Но не заискивающе, нужен баланс.
Важно уметь подойти к незнакомому ведущему или распорядителю и расспросить его без стеснения, чтобы знать план событий. Или быстро найти организаторов, если случился сбой в графике и надо перестроиться. Понимать, что же происходит и где надо быть через секунду.
Ну да, фоторепортёр всегда немного Бэтмен.
Условия съёмки
Фоторепортаж снимают в разных условиях, поэтому стоит основательно подготовиться:
- Узнать прогноз погоды, если съёмки на улице. Взять с собой кепку с длинным козырьком, водонепроницаемый чехол на фотоаппарат и себе кожаную куртку или ветровку.
- Выяснить, будет ли смена локации, например, улица — дом, зимой это особенно важно. Если долго снимать на улице, а потом зайти в помещение, то фотоаппарат запотеет и к работе будет не пригоден. Для этого нужна запасная камера, которая лежала в тепле всё это время.
- Не шуметь. На некоторых съёмках важна тишина, поэтому не стоит щёлкать затвором или стучать каблуками. Новые фотоаппараты выпускают с бесшумными затворами, но если у вас звучная техника, не стоит пока соглашаться на съёмки фильма.
- Узнать про освещение. При съёмках фильма или клипа вспышка может испортить видео. Или актёру попадёт свет в глаза и он сощурится, придётся переснимать дубль. Поэтому я снимаю репортажи без помощи дополнительного искусственного освещения и вспышки — работаю с тем светом, который есть. Для такой съёмки хорошо подходят светосильные объективы и матрица с обратной подсветкой.
- Подготовиться к возможному конфликту. Если вы снимаете соревнования, где неизбежен накал страстей или свадьбу с выпившими гостями, то будьте осторожнее в высказываниях и действиях. И на всякий случай берегите камеру.
Фоторепортёр не имеет права на ошибку и промедление, ведь эмоции или события невозможно повторить. Когда репортажник идёт на съёмку, он предвкушает поток творчества, в который скоро окунётся. Ведь именно от фотографий зависит, чем запомнится это событие людям.
Репортаж — это ещё и способность к анализу человеческих поступков и эмоций. Если понимать логику происходящего и оказаться в нужной точке вовремя, то можно сделать те самые кадры, от которых потом захватывает дух.
Про Бэтмена я уже говорил, да?